Согласно «теории интертекстуальности», литература существует как «язык», готовый к употреблению, - как наш родной язык, который овладевает нашим сознанием в первые годы жизни, формируя это сознание и подспудно управляя через него нашим поведением, - и уже не мы говорим на языке, а сам язык «говорит нами» (Barthes R. Image - Music - Text. Lnd.: Fontana, p. 143). Точно так обстоит дело и в литературе: автор в такой же степени говорит языком литературы, в какой язык литературы говорит писателем. Вроде как хвост, который виляет собакой.

Таким образом, литература - набор текстов, оценить которые невозможно, не владея теоретическими основами их критики. К сожалению, в преподавании литературы как учебной дисциплины имеется тенденция подходить и к тому, и к другому, как к текстам, уделяя слишком много внимания запоминанию фактов и заучиванию определений. Согласно статистическим подсчетам, в преподавании гуманитарных дисциплин до 82% драгоценного учебного времени тратится на повторение и подтверждение истин, известных студентам со школьной скамьи, и лишь ничтожные 6% - на попытки подвергнуть их сомнению.

 

Страницы [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]

 

Наверх
  • Мы в социальных сетях