Говорящему же в целях беспрепятственного развития речи запрещается строить ее с таким содержанием, которое может нанести ущерб слушающему или слушающим. Ему предписывается быть осторожным и предусматривать возможность такого ущерба. Пословицы о речевых отношениях удобно излагать, группируя их таким образом, чтобы они, с одной стороны, соблюдали временную последовательность действий, т.е. говорение-слушание, а с другой - степень важности в становлении и ведении конкретной беседы. Исходя из этого правила, регулирующие речевые отношения в общении данными пословицами условно можно разделить на три подгруппы.

На первом месте выделяются пословицы о вежливости, о воспитанности, о предпочтении слова доброго и т. д. Вторая подгруппа пословиц акцентирует наше внимание на вопросах о порядке ведения беседы. Ошибок в построении беседы касается третья подгруппа пословиц.

«Формулы вежливости, на соблюдении которых настаивают пословицы и поговорки, делают возможным становление беседы. В любой беседе нужно вести себя в соответствии с правилами вежливости, то есть отдать предпочтение беседе перед неречевым занятием, предпочтение выслушиванию собеседника перед своей речью и наконец «уметь промолчать», не нарушив этикета беседы. Однако как часто мы в отношениях с собеседником забываем об этом. Как часто перебиваем и не дослушиваем, как часто вставляем свои реплики, когда нас об этом не просят и не ждут их от нас».

 

Страницы [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ]

 

Наверх
  • Мы в социальных сетях